Издательский бизнес: как выжить в век электронных технологий? Часть первая
Нужна ли книга
Книжный рынок затоварен. Возросшая конкуренция со стороны других источников информации: Интернета, телевидения, кино, CD, DVD, радио, привела к резкому падению спроса на книги. В последние десять лет выросло поколение, которое не привыкло читать. Поколение, охотнее проводящее время перед мониторами, чем с книгой.
Что касается запада, то исследование читательской активности в США продемонстрировало, что за период с 1992 по 2002 год количество американцев, которое читают какие-либо книги, снизилось с 61% до 57%. Наиболее тревожные показатели (снижение на 28%) наблюдались среди молодежи в возрасте от 18 до 24 лет. В среднем было подсчитано, что индустрия потеряла около 20 миллионов потенциальных читателей.
Однако, несмотря на это, общего падения объемов продаж на книжном рынке США не произошло. В 2004 году издательский рынок США увеличился на 1,3% по сравнению с предыдущим годом и составил примерно 24 миллиарда долларов, а в 2005 году — на 9,9% и достиг объемов 25 миллиардов долларов. В значительной степени это было связано с новыми маркетинговыми подходами, о которых будет рассказано далее, используемыми для привлечения и удержания читателей.
Обратимся также и к российским реалиям. Распространенное мнение, что Россия была самой читающей страной, весьма спорно. В СССР действительно издавалось огромное количество литературы, однако львиная доля этого количества приходилась на партийные материалы и произведения советских классиков. Зарубежная же литература, особенно беллетристика, была дефицитом. Кроме того, сегодняшний рост объемов заказов книги почтой и покупок через Интернет свидетельствуют о том, что книга востребована.
«Издателям зачастую негде представить свою продукцию», — отмечает гендиректор издательства «РИПОЛ-классик» Сергей Макаренков.
В СССР было свыше 4.5 тысяч книжных магазинов. В конце 1990-х осталось всего 1800. Более 70% розничного оборота тогда обеспечивала лоточная торговля, которая представляла в основном детективы и дамские романы. Сегодня в стране порядка 2 тысяч независимых книжных магазинов и около 600 сетевых. Открылись современные книжные супермаркеты с ассортиментом от 15 до 40 тысяч книг, магазины, предлагающие от 5 до 75 тысяч наименований («Библио-Глобус», Московский Дом книги на Новом Арбате). В 2005 году в Москве появился книжный гипермаркет «Лас-Книгас», в ассортименте которого 100 тысяч наименований книг. Но этого явно недостаточно.
«В Европе один книжный магазин приходится на каждые 10 тысяч жителей. В России — на 60 тысяч, — рассказывает генеральный директор крупнейшей в России оптовой книготорговой компании «Топ-книга» Георгий Лямин. — Значит, для многих книга малодоступна».
По разным оценкам, на долю Москвы и Санкт-Петербурга приходится от 40% до 60% оборота книжной продукции.
Из всего этого можно сделать вывод, что книги все еще востребованы, однако, чтобы оставаться в книжном бизнесе на плаву, необходимо идти в ногу со временем и менять старые подходы к реализации товара.
Китай вновь на высоте
Если сейчас совершить прогулку по книжным магазинам в Китае, то можно заметить, что ассортимент книг становится богаче с каждым днем: это китайские и иностранные книги, древняя и современная литература, научные и детские книги... Пекинский Дом книги является крупным оптово-розничным книжным магазином. Каждый день с момента открытия магазина в нем всегда полно посетителей. В море книг они выбирают интересующие их издания и одновременно знакомятся с новинками книжного рынка.
За последние годы объем реализации Пекинского Дома книг сохраняет темпы развития 20% в год. В 2005 году общий оборот по продаже книг составил 440 миллионов юаней (58.7 миллиона долларов). Статистические данные показывают, что в 2005 году в Китае было выпущено более 220 тысяч наименований книг, на 8 процентов больше, чем в 2004 году, и в 10 раз больше, чем в 1978 году.
Динамичное развитие книжной индустрии в настоящее время и ее застой в 80-90 годах прошлого столетия образуют резкий контраст. В издательской сфере Китая многие годы наблюдалась государственная монополия и большинство издательств были непроизводственными организациями и учреждениями. Они не ставили цели получения прибыли, поэтому и не заботились о конъюнктуре рынка, немало предоставленных ими печатных произведений не пользовалось большим спросом среди читателей.
Для того чтобы соответствовать требованиям рыночной экономики, с конца прошлого столетия в Китае началась реформа книгоиздания. В связи с этим китайские издательства постепенно трансформируют управленческий механизм, благодаря чему появилось много издательств, конкурентоспособных на рынке печатной продукции. В 2002 году была официально создана Китайская издательская корпорация, это крупнейшее в Китае издательское предприятие, состоящее более чем из 10 издательств. Рассказывая о намерении создания корпорации, ее главный директор господин Ян Мучжи сказал:
«Цель создания корпорации заключается в том, чтобы оживить всю систему и механизм издательского дела. Мы прилагаем все силы, чтобы через 3-5 лет наша корпорация стала настоящим «авианосцем» издательского дела в Китае».
В 2004 году Китайская издательская корпорация выпустила большую партию книг. Она включала в себя классическую литературу, историю, философию, научно-популярные книги, искусство, справочные пособия, а также иностранные классические произведения на китайском языке. Это крупнейшее в Китае собрание книг. Ныне продукция Китайской издательской корпорации составляет свыше 7% от общего количества выпускаемой в стране литературы.
Председатель правления Ляонинской издательской корпорации господин Жэнь Хуэйин считает, что преобразование системы и льготная политика государства являются главными условиями для быстрого развития издательских предприятий.
Одновременно с налаживанием внутреннего рынка китайские издательские предприятия также активно выходят на международной книжный рынок. Франкфуртская международная книжная ярмарка является крупнейшей в мире, именно на ней осуществляются 75% торговли авторскими правами на литературном рынке. Сейчас эта ярмарка стала международной ареной для соперничества издательств разных стран мира.
На предыдущих книжных ярмарках Китай приобрел авторские права на издание книг в 10 раз больше, чем сам продал таких прав за рубеж. А в 2006 на книжной ярмарке во Франкфурте Китай приобрел авторские права на издание 881 наименования книг и продал авторские права на 615 наименований. Благодаря этому повысилась доля китайских изданий на международном книжном рынке.
Заведующий отделом политики и законоположений при Государственном управлении по делам прессы и печати господин Ван Тао сказал:
«Безусловно, нас радует нынешняя ситуация на книжном рынке, такого не было много лет. В последнее время издательские предприятия в Китае путем реформ значительно увеличили свою мощность».
На протяжении коротких десяти с лишним лет издательское дело Китая осуществило переход от плановой системы к рыночной. После этих преобразований ощутился заметный подъем в работе издательских предприятий. По мере проведения реформ издательское дело Китая будет продолжать динамично развиваться.