В двадцатом веке книжное дело расцветало, как никогда прежде особенно в конце тысячелетия - об этом свидетельствует исторические документы, но перед этим в связи с мировыми войнами книгопечатанье было на грани.
Книга – это специфический товар, суть которого – не только создание прибыли, но и культурный рост населения в целом.
Стандартная структура книжного бизнеса выглядит так:
Автор – издательство – оптовик – торговая точка – читатель.
Неудовлетворенность существующей ситуацией на книжном рынке возрастает и выражается все более недвусмысленно. Уже неоднократно упоминались дефицит торговых площадей и дорогая логистика, низкая цена книги и дорогая бумага, перепроизводство и низкая покупательная способность.
Несмотря на то, что книгопечатание начало развиваться в России спустя почти столетие после изобретения Иоганна Гутенберга (первая точно датированная русская печатная книга «Апостол» была выпущена в Москве в 1564 г.), наша страна быстро выдвинулась в число лидеров мирового книжного дела. Уже в начале XX столетия она занимала второе место в мире, уступая только Германии и опережая другие страны.
Практически все крупные игроки отечественного книжного рынка заявляют о своих планах строительства розничных сетей. Издательский бизнес приносит неплохие доходы, на рынке появились инвестиционные ресурсы, есть свободная "ниша". Почему бы не сделать десяток -другой магазинов? Но на пятом - шестом магазине начинают возникать проблемы! Резко возрастают логистические ошибки, растут издержки на управленческий персонал.
В последнее время понятия "учебная литература" и "кризис" соседствуют в СМИ. Тем не менее в "кризисный" сектор устремились сотни новых и старых издательств, за авторами учебников идет настоящая охота, а их гонорары зачастую превышают гонорары авторов бестселлеров, несмотря на огромное количество наименований учебных книг требуемая за них предоплата — 50-100%, в то время как в других секторах этот показатель не достигает и 50%.
Евгений Мамонтов — автор изданной в 2007 г. в Москве книги «Номер знакомого мерзавца», включающей роман с таким же названием и повесть. В интервью корр. «К» Мамонтов рассказал о специфике отечественных издательств и дефиците стоящих авторов.
Крупные издательские фирмы полагают, что для прибыльного издания книги необходима широкая потенциальная аудитория, составляющая несколько миллионов читателей. Исходя только из этого, они рискуют потерять большие деньги. Действительно, после шоу-бизнеса книгоиздательство - самый рискованный бизнес.
Производство эксклюзива – это все-таки роскошь. В большинстве своем крупные компании не могут себе этого позволить. Нельзя представить себе IKEA делающей ставку на мебель ручной работы из ценных пород дерева. Потому что главной задачей IKEA является удовлетворение потребностей огромного числа потребителей. Так же и в книгоиздательском бизнесе: аудитория, предпочитающая добротную литературу, гораздо меньше количества поглотителей «транспортных» романов. Новые и интересные авторы скорее будут открытиями малых издательств, чем крупных.
Несмотря на бытующее мнение о «деградации» населения и его переключении на визуальные и иные технологичные разновидности культурной продукции, чтение книг в России остается пока одной из самых популярных форм проведения досуга. По данным опросов Левада-центра, вообще не читают книг лишь около трети жителей страны, и в течение последнего десятилетия этот показатель практически не меняется.
Потому что читатели становятся все более разборчивыми.
Владимир Драбкин, главный редактор журнала "Книжный бизнес".
"Российская Бизнес-газета" №466 от 6 июля 2004 г.
Есенькин Б.С.
Предпринимается попытка сформировать подходы к построению базового кодекса информационного общества: в любое время и в любом меcте, в любой форме и объеме должен быть свободный доступ каждого члена мирового сообщества ко всей совокупности общественно значимой информации. Это требование находит все большее подтверждение во всех сферах гуманитарной деятельности человека. В книгоиздании, книжной торговле, библиотечной и библиографической деятельности происходит интеграция общих интересов в мощную информационную систему обслуживающую образование, науку и культуру.
Web-технологии пополнили обширный спектр человеческих коммуникаций всего 20 лет назад и имеют качественные отличия от своих более ранних аналогов – печатной прессы, радио и телевидения и других. Сайт нельзя бросить в почтовый ящик, показать на растяжке или включить нажатием одной кнопки телепульта.
Неудовлетворенность существующей ситуацией на книжном рынке возрастает и выражается все более недвусмысленно. Уже неоднократно упоминались дефицит торговых площадей и дорогая логистика, низкая цена книги и дорогая бумага, перепроизводство и низкая покупательная способность, падение оборотов и рост неплатежей, конкуренция с другими формами развлечения и проведения досуга, очень низкое финансирование государственных библиотек и т.д. и т.п.
На фоне постоянно растущих объемов книгопроизводства как в России, так и во всем мире, постоянно повышается роль издательств в структуре книжного дела, растет число издательских организаций, их влияние на величину и диапазон репертуара выпускаемых книг и брошюр, на качество издаваемой продукции. Однако эффективность издательской деятельности в современных условиях могла бы быть гораздо более высокой, если бы совершенствование работы издателя опиралось на более надежную научную, книговедческую основу. В этой связи, приходится, к сожалению, констатировать неадекватность разработки проблем издательского дела на нынешнем этапе развития книговедения, особенно теории и практики издательского дела как научной или учебной дисциплины.
В первой половине 1990-х годов книга и книжное дело в нашей стране характеризовались динамичными изменениями в соответствии с происходившими в России экономическими и социально-политическими преобразованиями. Исторический опыт показал, что идеологический и административный диктат приводит книжное дело к организационно-экономическим трудностям.
В прошлом году Российская книжная палата отмечала свой 90-летний юбилей.
Российская книжная палата — национальный центр государственной библиографии, статистического учёта и международной нумерации издательской продукции, стандартизации и научных исследований в сфере книжного дела, фондохранилище обязательных экземпляров всех печатных изданий, выходящих в России.
Книга во Франции, как и в России, на протяжении многовековой истории играла важную роль в культурном и духовном развитии нации. Русско-французские литературные и книжные связи насчитывают уже не одно столетие, а на современном этапе многие проблемы, относящиеся к книжному делу Франции, оказались актуальными и для российского книжного рынка.
Вредные и ненужные новшества государственного стандарта на обложки и переплеты.
С 1 января 2003 года введен в действие новый межгосударственный стандарт ГОСТ 7.84—2002 «Издания. Обложки и переплеты». Нормы стандарта приравниваются к нормам закона. Поэтому стандарт не должен вызывать недоуменных вопросов, ГОСТ 7.84—2002, увы, их не вызывать не может.
Последние три года сектор полиграфического оборудования на лизинговом рынке активно растет – до 50% в год. По оценке экспертов, столь высокие темпы роста обусловлены интенсивным развитием полиграфической отрасли и рекламным бумом в печатной продукции. Этот рынок все еще далек от насыщения и его игроки ожидают усиления конкуренции.
700 млн экземпляров - таков суммарный тираж книг по итогам прошлого года. Эти цифры прозвучали на открытии 18-й ММКЯ. Что и говорить, впечатляет. Впрочем, стоит вспомнить: 30 процентов населения страны не читает книг вообще. А около 50 процентов их никогда не покупает. "Известия" решили выяснить, как за последнее время изменилась издательская политика и как она отражается на ассортименте книжных магазинов, что находит спрос у читателя и что нас ожидает в ближайшем будущем.
Книг все больше, тиражи снижаются, потому что читатели становятся все более разборчивыми. По официальным данным, на книжном рынке России в последние 3-4 года действует около 6 тысяч издательств.
Interfax-Russia.ru – Ассортимент книжных магазинов России сократится, при этом станет меньше дорогих книг и больше дешевых. Первые кризисные явления на российском книжном рынке были зафиксированы в конце прошлого года. О негативном влиянии кризиса на книгоиздателей заявили практически все участники опроса, проведенного журналом "Университетская книга". В частности, генеральный директор издательско-торговой корпорации "Дашков и Ко" Леонид Дашков обратил внимание на рост дебиторской задолженности и "некоторое снижение покупательского спроса у основных потребителей книжной продукции – населения и библиотек".