Издательский бизнес: как выжить в век электронных технологий? Часть вторая
Низкая эффективность розничной торговли
Большинство книжных сетей сегодня представляют корпоративные интересы. К примеру, в России почти 80% ассортимента сети «Буква» приходится на книги издательской группы АСТ. Издательство ЭКСМО — акционер сетей «Новый книжный» в Москве и «Буквоед» в Санкт-Петербурге. «Азбука» владелец сети магазинов «Книжный салон Престиж» и совладелец «Снарка» в Санкт-Петербурге. Во всех этих сетях продукция владельцев составляет часть ассортимента, но часть весьма значительную. И «свой» товар пользуется особым преимуществом: его выставляют на самое видное место.
Независимых магазинов и крупных розничных сетей, которые в равной степени заинтересованы в продвижении товара всех производителей, в России не много. В Москве, например, к таковым относится государственная сеть «Московский дом книги» и «Букбери».
«Розничная торговля книгами не приносит больших доходов. Мы рассматриваем ее лишь как эффективный, управляемый, прогнозируемый канал сбыта. Нам достаточно того, что розница окупается или приносит минимальную прибыль», — говорит Геннадий Мячинцев, специалист по издательскому бизнесу. Создание розницы — часто вынужденная мера как для издателей, так и для оптовиков.
«Большинство магазинов мы открыли в последние два года, чтобы поддержать бизнес, — соглашается гендиректор оптово-розничной компании МИРС Сергей Кустов. — Обороты стали падать в связи с тем, что многие наши клиенты — независимые магазины — перестали существовать: кто-то из владельцев перепрофилировал торговые точки, другой превратился в арендодателя, третий ушел в новый бизнес».
За последний год рост числа магазинов в России замедлился. «Топ-книга» наряду с открытием новых точек закрывает часть существующих и переходит на модель франчайзинга*. «Букбери» собиралась в 2004 году открыть 12 магазинов, но появился только один. Вообще, книжная розница во многом обязана своим существованием канцтоварам, открыткам, СD, DVD, компьютерным и настольным играм.
«Продажи этих товаров с одного метра площади выше в 3 — 4 раза, — говорит Сергей Кустов, — и в месяцы пониженного спроса очень нас выручают. Кроме того, такая продукция привлекает покупателей. Ведь книга — товар импульсного спроса: зашел человек купить ручку или диск, а заодно взял и книгу».
Проблемы книжного рынка
С середины 2004 года количество проданных книг с единицы площади снижается. Сегодня на российском рынке присутствует порядка 250 тысяч наименований, тогда как оптовик способен работать с ассортиментом от 20 до 100 тысяч. Средний магазин предлагает от 3 до 10 тысяч наименований, крупный — от 20 до 50 тысяч. Поэтому оптовые склады переполняются, увеличивается время реализации, растет дебиторская задолженность, возникает проблема возвратов.
Еще несколько лет назад издатели и книготорговцы делали ставку на вместительные книжные магазины, которые в состоянии представить годовой выпуск продукции.
«Мы думали: построим магазин площадью 800 м, выложим там 40 000, 60 000, 80 000 книг — и продажи резко возрастут, — рассказывает Сергей Кустов. — Но поняли, что примерно 8 — 10% книг от этого количества продаются хорошо если по одной в год».
Оказалось, намного выгоднее иметь небольшой магазин, предлагающий бестселлеры, учебную и деловую литературу, канцтовары. Он способен обеспечить быстрый оборот и выдержать даже высокие арендные ставки.
Проблема переизбытка на книжном рынке обостряется. Если вопрос перепроизводства не будет урегулирован, то через один-два года возврат невостребованных книг на российском рынке составит до 40% от общего объема. И проблема затоваривания коснется уже издателей. Впрочем, трудности переизбытка знакомы и западным книжным рынкам. Другое дело, что их ресурсы, технологии и небольшие расстояния между городами позволяют справиться с ней более эффективно. Книжные магазины запада расположены чуть ли не через каждые сто метров. Многие из них работают на конкретную аудиторию. То есть специализируются на учебной, технической, художественной, детской и прочей литературе. В России большинство магазинов торгуют одним и тем же.
Кроме того, в России 75% книг реализуется через классическую розницу. В США на долю этой формы торговли приходится 45%, в Европе — около 50%. Остальная часть реализуется через Интернет, торговлю по каталогам, книжные клубы. В России сеть развита только в крупных городах. Почтовые расходы слишком высоки, сроки доставки с учетом расстояний длительны.
В зарубежных магазинах имеются информационные киоски, где покупатель может сделать заказ по электронной базе. Книга доставляется со склада в течение суток и не занимает места в магазине.
«Мы установили электронные системы в некоторых точках продаж. Но, оказалось, наш покупатель не готов ждать книгу больше одной-двух недель, — отмечает руководитель сети МИРС. — Через месяц он за ней уже не приходит. А брать предоплату при таких сроках несолидно».