Интервью с Тимуром Мардером об издательском бизнесе в России
Тимур Мардер, главный редактор газеты «Твой день», - герой своего времени, динамичный, целеустремленный, решительный, знаток своего дела. Кажется, что ему как нельзя лучше подходит его профессия, ведь именно таких качеств требует работа над ежедневной газетой. Тимур Мардер - главный редактор новой формации, он имеет представление не только о том, как наполнить издание качественным и интересным контентом, но и о том, что и как обстоит в сфере издательского бизнеса, что будет продаваться, а что нет. Надо отдать ему должное, что эти знания не противоречат друг другу, а помогают ему создавать одно из самых популярных ежедневных изданий. Именно поэтому мы решили обратиться к Тимуру скорее как к специалисту в сфере издательского бизнеса, чем как к главному редактору одной из популярных российских газет.
Прошлый 2006 год был отмечен невероятным количеством продаж, как издательских домов, так и отдельных изданий. С чем, по вашему мнению, был связан передел собственности в одной из общественно значимых сфер российского бизнеса?
Я думаю, ни для кого не секрет, что это скорей всего какие-то предвыборные дела. Во-вторых, это связано с тем, что издательский бизнес, хотя и развивается давно в России, но бизнесом как таковым не являлся. 2006 год показывает, что СМИ реально становятся бизнесом, что иметь газету – это не просто престижно, как иметь Бэнтли, это не элемент имиджа. СМИ – это и влияние, и деньги. Это уже бизнес. Показатели нашего издательского дома, который продал в 2006 году 49% процентов акций Инвестиционному фонду Бориса Федорова за 40 млн долларов, тоже являются тому доказательством. Это демонстрирует, что проект инвестиционно привлекателен. Я думаю, что на сегодняшний день российский рынок самый динамично развивающийся рынок в мире. Нигде нельзя заработать столько, сколько в России. За границей все уже разделено и поделено, у людей устоявшаяся жизнь. На Западе выйти на рынок и попытаться прорваться практически невозможно, это реально только с огромными деньгами. В России можно пробить ситуацию своими мозгами, начальным капиталом. Пока это возможно, тем более на медиа-рынке, т.к. рынок СМИ еще до конца не заполнен, а качественной прессы и вовсе не так много.
В прошлом году появилось масса business to business изданий, о чем мы многократно писали на своем ресурсе. Как вы думаете, чем обусловлено появление такого количества изданий для руководителей высшего звена и будут ли они успешными?
На мой взгляд, сегодня каста руководителей только формируется, однако, многие люди, занимающие руководящие посты не имеют необходимого им профильного образования. В России люди пробиваются стремительно. Нынешний олигарх 10-15 лет назад был инженером, преподавателем, кем угодно, а сегодня он владеет состоянием, предприятиями. Но за 10 лет стать полноценным управленцем практически невозможно. У них есть практический опыт, но не хватает теории и времени получить второе, третье образование. Эти журналы призваны помочь человеку сэкономить время и одновременно получить нужную информацию. Издатели поняли, что эта ниша не заполнена и стали ее заполнять. Но это очень узко сегментированные издания. Я бы, например, не взялся за такой проект. Как правило, такие издания запускают издательские дома, у которых уже есть несколько успешных проектов. Это оправдано. А с нуля, я не думаю, что это будет иметь смысл с точки зрения бизнеса.
«Ньюс Медиа» собирается запускать свои типографии. Подобный опыт уже имеется у других издательских домов. В связи с этим возникает вопрос. Какие будут перспективы у типографий с точки зрения бизнеса? Не будет ли клиентов смущать, что типография принадлежит другому издательскому дому?
Планы построить типографию носят долгосрочный характер, т.к. это очень затратный проект. Изначально мы планировали открыть типографии в федеральных центрах и в Москве. И в Москве, и в регионах проблемы с типографиями колоссальные. Во многих городах существует только одна типография, которая является монополистом. Они диктуют цены, а как эти цены формируются - неизвестно. Это абсолютно не рыночная цена. Если мы построим типографию – это будет очень хорошее дело не только для нас, но и для всего медиа-рынка. Что касается конкурентов, которые могут не пойти к нам. У нас прямых конкурентов нет. Разве что «Комсомольская правда» и «МК» в Москве. У «Комсомольской правды» есть свои типографии, а все остальные газеты могут смело печататься у нас. Сейчас наименований только в одной Москве около 3-5 тыс. изданий, поэтому не думаю, что будут проблемы с клиентами.
Сегодня некоторые издательские дома пытаются сами создать собственные системы распространения. Это нормально, что издатели сами занимаются этим вопросом?
На Западе крупные издательские дома, те же таблоиды, имеют свои типографии, потому что у них огромные объемы. Взять тот же “SUN”, который выходит ежедневно тиражом 4 млн. Они разбили страну на зоны, где есть своя типография, скажем, в радиусе 120 км, чтобы из каждой типографии газеты доставлялись на места. Но своих сетей распространения, своих киосков, точек продаж практически нет, потому что это уже отдельный бизнес. Если типографский бизнес можно привязать к издательскому дому, то продажи лучше отдавать крупным распространителям. К тому же на Западе существуют законы, в которых четко все прописано, максимальная наценка у распространителя - 39%. В России же наценка составляет 100% и более. В этом плане у нас рынок абсолютно не урегулирован. Иметь свою сеть распространения могло бы быть очень удобно, но это связано с огромными затратами.
Все ли Вас устраивает в системе распространения и подписки СМИ?
В России огромные проблемы с доставкой. У нас во многие точки Архангельской области газеты на вертолете доставляют, потому что нет сообщения, дорог нет. Просто пролетает вертолет и сбрасывает почту вниз – так доставляют нашу газету по подписке. Система распространения СМИ в России безнадежно устарела. А вот с МАП мы сумели наладить отношения, с почтовиками тоже. Была проделана огромная работа. Тем не менее, сейчас подписка выросла существенно, на газету «Жизнь за всю неделю» на 36%, на «Твой день» мы подписку активно не проводили, но все равно она растет.
С вашей стороны был смелый поступок запустить новое ежедневное издание, а газету “Жизнь” вернуть в еженедельный формат.
Да это был смелый, но оправданный поступок. Тиражи в результате выросли и там, и там, и мы ничего не потеряли. Изначально, когда мы только выпускались, тиражи “Твоего дня” уменьшились, но в течении двух-трех недель газета все набрала снова.
Ваше издание в прошлом году вложило немалые средства в рекламную кампанию, что, надо думать, привлекло не только читателей, но и рекламодателей. Как выстраиваете отношения с последними?
Раньше мы рекламе много внимания не уделяли, шла мощная работа над контентом, и это было оправдано. В 2001 году, когда мы запускали газету «Жизнь» мы звонили в различные компании на предмет размещения рекламы, а люди смеялись над прикольным названием. Это сейчас газета «Жизнь» - бренд. А в неизвестные газеты рекламодатель идет неохотно. Мы это понимали, хотя было два-три человека, которые пытались собирать рекламу, рассказать про газету. Надо было завоевать рынок, а это мы могли сделать только за счет убойного материала. Теперь мы на рынке чувствуем себя уверенно, нас знают, и мы начали активную работу с рекламодателями. Создается огромная рекламная служба, есть задача сформировать рекламную службу до 120 человек – это будет целая армия продавцов.
Сейчас сложилась сложная ситуация вокруг медиа измерений, которые по объективным причинам охватывают 10 максимум 15 % от присутствующих на рынке изданий. Среди них главным образом представители крупных западных издательских домов. По мнению многих специалистов, наши российские издания теряют бюджет во многом из-за того, что не попадают в рейтинги. Что вы думаете по этому поводу?
Эти измерения достаточно относительные вещи, зачастую они делаются некачественно, очень приблизительно и в угоду кому-то. Они не отражают реальной картины, но я понимаю, что они влияют на принятие решения по размещению рекламы в том или ином издании. Было бы очень интересно получить реальную картину, но для этого необходимо провести серьезное, основательное исследование, посадить штат людей, обзвонить типографии, распространителей и т.д. Этим можно заниматься полгода, год. Не уверен, что хотя бы одна компания готова провести такое исследование. Но хотелось бы обратить внимание на наличии другой проблемы: у нас слишком распространена практика указания изданиями неверных тиражей. Наше издание изначально не было завязано на рекламе, поэтому и не было причин для завышения своих тиражей. Нас никогда не финансировали, мы жили за свой счет, получая прибыль от продажи газеты. Сейчас уже доля рекламных денег значительно растет. В любом нормальном издательском доме прибыль идет, прежде всего, от рекламы. Недавно мы сертифицировали тиражи в Национальной тиражной службе. Аудит подтвердил тираж 2 млн 156 тыс, пиковый 2 млн 200 тыс и сейчас рост идет и будет составлять 2 млн 300 тыс. при возврате 15%. Это цифры только по России, мы не берем СНГ. По этим данным мы являемся лидерами. Сейчас рекламодатель к нам идет, т.к. видит, что издание приносит отдачу. Растет количество рекламы в регионах. Люди поверили нашей газете и это, я считаю, наша главная победа за последнее время. Мы стараемся оправдать это доверие.
Некоторые издательские дома, наравне с газетами стали запускать еще и глянцевее издания. Собираетесь ли это делать вы?
Да, мы хотим сделать глянцевое издание и можем. Многие журналы, например, “Hello!”, “Лиза” просят нас продать снимки или информацию. Мы занимаемся папарацциионной работой, многие же не хотят в это вкладывать деньги. Кроме того, людей, которые могут профессионально и качественно этим заниматься в России практически нет. А у нас хороший архив, поэтому нас часто просят что-то продать. То есть материал для глянца у нас будет.
Многие журналы жалуются, что вследствие монополии одного издания как, например, в сегменте, занимаемом «7 днями», они не могут прорваться на рынке. Что вы может сказать по этому поводу.
Я могу сказать, что, чтобы прорваться, необходимо четко знать, чего ты хочешь. На сегодняшний день практически ни у одного журнала в сегменте, который занимает «7 дней» нет четкой концепции. Они делают подобие Запада, а в итоге получают что-то не то. «7 дней» давно завоевал свои позиции во многом благодаря хорошим отношениям со звездами, они пишут про них положительные вещи. Они хороший продукт делают – дают людям положительные эмоции. Сейчас мы разделили «Твой день» - жесткий, хлесткий, информационный, сенсационный таблоид и газету «Жизнь за всю неделю», которую мы назвали газетой для семейного чтения. Она мягче, будет более телевизионной, более светской. Наша задача сделать ее максимально доброй. Людям нужны добрые, положительные эмоции, потому что у всех нас в жизни и так хватает негатива.
Главный редактор сегодня и главный редактор лет двадцать назад – это разные персонажи. Видно, что вы очень близки к бизнесу.
Три года я возглавлял газету «Жизнь» в Санкт-Петербурге и занимался всем: и бизнесом, и финансами, и творчеством. Считаю, что все-таки для главного редактора основное – это творчество. Ведь что такое газета? Газета – это не бумага, не реклама. Газета – это контент, без информации это ничто. В принципе, главное - это человеческий ресурс, навыки, которые есть у людей. Взять человека, обучить его, объяснить, что не понятно, помочь ему, где-то, возможно, надавить, чтобы в результате получить качественный, хороший материал и сделать из него газету. Но, в тоже время, главный редактор должен понимать все экономические процессы, связанные с газетой, что газету надо продать, надо найти рекламу и т.д. И если он этого не понимает – это уже проблема. Ему может понравиться красивое словосочетание для заголовка, он ставит его, а оно не продается, люди на него не реагируют. А наша задача заинтересовать наибольшее количество людей. Чем больше мы заинтересуем людей, тем больше мы продадим газет. Редактор не истина в последней инстанции, он должен ориентироваться на читателя, ему нужна интуиция, понимание того, что нужно человеку именно сегодня. Он должен разбираться в экономике, но не вмешиваться в финансовые дела.
А какова роль личности в издательском бизнесе? Многие полагают, что некоторые издания держатся только за счет громких имен.
Я считаю, что многие издания держатся на брендах, которые были созданы много лет назад и имеют историю, были созданы великими людьми. Человек безусловно имеет значение, особенно руководитель. Он должен четко знать, чего он хочет добиться, уметь ставить цели. От этого много зависит. Если такого человека нет, то все может развалиться. Жесткая рука должна быть.
Вопрос личного характера. Видно, что вы человек решительный и предприимчивый. А где вы получили образование?
Я закончил школу в Америке, но учиться в колледже не остался. Мне не нравилась предсказуемость американского общества. В Америке все четко распределено: в какой семье ты родился, какой колледж закончил, такой и будет твоя жизнь - все расписано. А в России драйв, экшн – жить интересно! Есть масса возможностей. Я получил образование в Ульяновском государственном университете (специальность филолог-журналист), потом работал в Англии, проходил стажировку в Sunday Mirror. У меня осталось там много друзей и знакомых, с которыми до сих пор общаюсь.
А как Вы относитесь к вопросу образования, в том числе образования ваших сотрудников?
Я считаю, что главное опыт. Я в 18 лет в составе небольшой команды поехал в Краснодар запускать там газету. Какое у меня тогда было образование? Лучше практики ничего нет. Делали не мало ошибок, на них и учились. На Западе то же самое. Там главное не теория, а практика. Важно заинтересовать человека, чтобы он сам захотел учиться, заниматься самообразованием. Потом это все окупится.
И последний вопрос. Что Вы читаете? В смысле новостной информации.
Читаю «Новости СМИ», но предпочитаю Интернет. Много общаюсь с иностранными коллегами. Это очень интересно, ведь то, что у них уже было, к нам только приходит. Они воспринимают как данность то, что нам кажется чем-то абсолютно новым. Нам есть куда развиваться.