Редакторская подготовка изданий - сложный многоаспектный процесс. Редактор изучает рынок, выявляет запросы и потребности читателей, определяет проблемно-тематический и видо-типологический состав репертуара изданий, осуществляет поиск авторов для подготовки новых произведений, выявляет издания, которые могут стать основой переизданий. Кроме того, редактор составляет концепцию, разрабатывает модель будущего издания. Организует формирование аппарата издания, обеспечивает подготовку отдельных его элементов, совместно с художественным редактором определяет общие подходы к оформлению и иллюстрированию книги. Редактор осуществляет редакторскую обработку представленной автором рукописи, обеспечивает прохождение рукописи в издательстве. Редактор разрабатывает программу рекламной кампании издания, отслеживает ситуацию, складывающуюся в процессе его распространения.
Комплекс задач и функции редактора требуют выполнения разнообразных видов работ - от организационно-управленческой до литературно-творческой.
Поэтому профессиональная подготовка редактора предполагает изучение многих предметов, ядром которых являются предметы собственно редакторской ориентации. В этих предметах рассматриваются соответствующие аспекты редакторской деятельности. Главнейшими среди них можно считать вопросы формирования редактирования в самостоятельную область профессиональной деятельности (рассматриваются в предмете «Редактирование. Общий курс»), формы и методы работы редактора на различных этапах подготовки издания (»Технология редакционно-издательского процесса»), вопросы выпуска в свет произведений литературы. Этим вопросам и посвящено содержание данного учебника.
Выпуск в свет произведений литературы является главной задачей редактора. Дисциплина «Редакторская подготовка изданий» является завершающим курсом цикла собственно редакторских дисциплин. В ней итожатся все знания и навыки, полученные студентом при изучении редактирования, и показывается работа над конкретными изданиями. Дисциплина имеет практическую направленность, разработана на основе анализа современной практики и опыта прошлого. Структура изложения определяется спецификой работы редактора над различными изданиями. Каждая глава учебника рассматривает издания, выделенные по основному комплексному книговедческому критерию - предмету, читательскому адресу и целевому назначению издания. Причем применительно к каждой группе изданий рассматривается весь набор действий редактора - отбор, оценка сочинения автора, формирование издания.
Специально в отдельные главы выделены вопросы видо-типологического состава массива изданий (гл. 1) и работы над переизданием, которая занимает в редакторской практике довольно значительный процент времени (гл. 11).
Большое место в каждой главе занимает рассмотрение методики работы редактора над произведением литературы, а также обоснование критериев редакторской оценки рукописи. Редактор должен понимать, что содержание оценочных критериев произведения и ход редакторского анализа определяются спецификой предмета, читательского адреса и целевого назначения издания.
Книга, издание - комплексное явление. В ее подготовке принимает участие целый творческий коллектив - автор, художник, издатель, полиграфист и др. Редактор объединяет усилия всех участников подготовки издания, направляя их работу на реализацию концепции издания.
В редакторской подготовке изданий осуществляется интерпретация сочинения автора средствами издательского дела. Создание аппарата, иллюстративного ряда, оформление издания связаны с представлением читателю того или иного произведения литературы в издании. Адекватная интерпретация информации, заключенной в авторском труде, возможна при условии понимания редактором природы и сущности издания, специфики литературного творчества, особенностей читательского восприятия. Все эти основания, определяющие работу над изданием, рассмотрены в учебнике с точки зрения редактирования.
Известно, что степень вмешательства редактора в подготовку произведения определяется особенностями авторского труда. Так, научная и художественная деятельность направлены на изучение окружающей действительности. Научная литература органически завершает процесс выявления и анализа законов и закономерностей природы и общества. Художественная литература реализует результат художественного, эстетического познания человека. Поэтому редактор направляет свои усилия преимущественно не на работу с произведением, а на подготовку изданий, которые можно рассматривать как собственно «авторские». Другие виды изданий, например, справочные, рекламные, научно-информационные, можно назвать «редакторскими», так как организацию произведения, поиск автора, концепцию изложения содержания чаще всего создает редактор. Особенность детской литературы определяется прежде всего ее воспитательным, педагогическим значением, ее особым воздействием на читателей - детей. Здесь и автор и редактор направляют свои усилия на обеспечение педагогических оснований книги. Все эти особенности подробно обсуждаются в учебнике в соотнесении с функциями и задачами редактора. После овладения данной дисциплиной дальнейшее развитие профессиональных знаний обеспечивается системой курсов по выбору студента, каждый из которых углубляет и расширяет знания и навыки редактора, отраженные в дисциплине «Редакторская подготовка изданий».