Книгоиздательский бизнес в России — явление загадочное
Евгений Мамонтов — автор изданной в 2007 г. в Москве книги «Номер знакомого мерзавца», включающей роман с таким же названием и повесть. В интервью корр. «К» Мамонтов рассказал о специфике отечественных издательств и дефиците стоящих авторов.
Мамонтов окончил Литературный институт им. А. М. Горького в 1992 г. В 2005 г. стал лауреатом Всероссийской литературной премии им. В. Астафьева. Сотрудничает с литературными журналами «День и ночь», «Рубеж». Преподает русскую и зарубежную литературу в ДВГТУ.
— Как вам удалось пробиться в столичное издательство?
— А я и не пробивался. В два часа ночи звонит человек и говорит: «Вас беспокоят из Нобелевского комитета, хотим обсудить с вами вопросы вашей номинации на премию». Это мой однокурсник по литинституту так пошутил. Разговорились. Потом я показал ему роман, и он загорелся идеей его опубликовать. Он очень деятельный человек, занимается бизнесом, но далеким от издательского. Решил попробовать себя в издательском деле, создал издательство «Савонарола». Моя книга была первой изданной там. После этого однокурсник охладел к такой деятельности и продал «Савонаролу».
— О чем ваша книга?
— Автору всегда сложно отвечать на такой вопрос. Роман писался не в расчете на какой-то определенный круг читателей — мне не хотелось себя загонять в какие-то определенные рамки. Так что в итоге получилось что-то далекое от литературного мейнстрима, совсем не похоже на произведения Дарьи Донцовой или, скажем, Акунина. Это альтернативный тип письма, но, с другой стороны — это и не контркультура. Поскольку сейчас в литературном мире и контркультура — бизнес, а следовательно, это опять-таки рамки, нормы, правила.
— Как автор что вы думаете о современном издательском бизнесе?
— Для меня это совершенно загадочное явление. Только в России есть практика не платить авторам гонорары, больше нигде такого нет. Вот когда автор является заказчиком и сам платит за издание своей книги — это нормально. Но когда заказчик — издательство, оно либо платит смехотворный гонорар либо не платит вовсе, ссылаясь на финансовые трудности, — такое практикуется только у нас. Хотя в моем случае я не в претензии, издательство вложило в книгу немалые деньги. Один лишь дизайн обложки, выполненный «Студией Артемия Лебедева», обошелся в несколько тысяч долларов.
— Как вы думаете, можно ли нынешнее поколение считать нечитающим?
— Не совсем так. Если говорить о проценте читающих людей в обществе, да, по сравнению с советскими годами он стал ниже. Ничего страшного в этом не вижу — это совершенно нормальное явление, вызванное развитием телевидения, появлением Интернета и других источников информации. С другой стороны, хотя круг людей сузился, зато они читают больше, чем раньше. В советское время в книжных магазинах был достаточно убогий выбор, найти что-то качественное было непросто. А сейчас, к счастью, ассортимент литературы очень большой.
— А у вас нет ощущения, что прилавки и лотки полны, а читать-то, в общем, и нечего?
— Во-первых, это от пресыщения. У меня дома прекрасная фонотека, а подойдешь к ней и думаешь: что ж на этот раз послушать? И кажется, что нечего. С другой стороны, в современной литературе ощущается дефицит авторов. Сейчас ведь можно издать практически все.
Издание книг — это бизнес, издательства этим живут, так что если долго искать и найти вход в издательство, то напечатать можно практически любой текст. А вот процент талантливых и гениальных писателей, рождающихся в обществе, стабилен от поколения к поколению. И оттого, что сейчас издают больше, чем раньше, число «пушкиных» не увеличится.