Потому что читатели становятся все более разборчивыми.
Владимир Драбкин, главный редактор журнала "Книжный бизнес".
"Российская Бизнес-газета" №466 от 6 июля 2004 г.
По официальным данным, на книжном рынке России в последние 3-4 года действует около 6 тысяч издательств. Правда, сюда входят только те издательства, которые в соответствии с законом в эти годы представляли в Российскую книжную палату хотя бы один свой экземпляр за год. (Надо отметить, что на самом же деле издают и представляют свои книги гораздо большее количество структур.) Кстати, по сравнению с ведущими издательскими странами, такими как Америка, Англия, Германия, это в 2-3 раза меньше. Причем из этих 6 тысяч издательств лицо российского книгоиздания составляют всего 500. Кроме того, из них львиную долю рынка России занимают всего лишь несколько десятков издательств. По различным оценкам, это 20-30 издательств, которые по тиражам занимают 60-70 процентов рынка. И понятно, что системообразующими являются именно они.
По данным Российской книжной палаты, в 2003 году на книжном рынке произведено 80 тысяч названий книг. В то же время необходимо учесть, что около 20 процентов книг не дошли до книжной палаты, несмотря на то что существует закон об обязательном экземпляре. Однако санкций за нарушения этого закона нигде не предусмотрено. Поэтому, по субъективным оценкам, в стране вышло в 2003 году до 100 тысяч названий книг.
Надо отметить, что немаловажным моментом является учет книг. Дело в том, что методология учета в разных странах применяется разная. Так, в большинстве развитых стран учитываются только новые названия книг. Это означает, что в статистику не входят те книги, которые допечатывались в текущем году. Они просто не учитываются как названия. В нашей же стране, напротив, на каждую допечатку, если она выполнена в следующем году, ставится новый год выпуска и уникальный номер, который определяет именно эту книгу. То есть в России идет учет всех допечаток.
На сегодня Россия вошла в пятерку развитых стран мира по количеству выпускаемых названий. Статистика книжного бизнеса, проведенная по ведущим издательствам, говорит о том, что процент переизданий в числе названий составляет в среднем около 50 процентов. На остальные 50 процентов приходятся новинки. Впрочем, на самом деле у различных крупных издательств имеет место разная структура новинок и переизданий. В частности, диапазон новинок может колебаться от 20 до 80 процентов, а остальное составляют допечатки.
С уверенностью можно сказать, что общая тенденция по сравнению с советскими временами - это увеличение количества названий книг. В 50-70-е годы в России было около 50 тысяч названий, за последние несколько лет эту цифру мы превзошли. Сейчас тенденции потребительского рынка таковы, что нужно как можно больше удовлетворить более мелкие потребности различных целевых групп. Как раз в связи с этим и растет количество названий, в то же время средние тиражи снижаются. По сравнению с советскими временами тиражи сильно упали. Правда, в настоящее время идет некий небольшой подъем среднего тиража, который приближается к 8-9 тысячам. Суммарный же тираж, по данным книжной палаты, за 2003 год составляет около 720 миллионов экземпляров. В целом же, учитывая то, что не все книги точно идентифицируются, эта цифра реально процентов на 20 больше. То есть мы приблизились примерно к 900 миллионам суммарного тиража.
Между тем книги продаются далеко не все. По оценкам экспертов, в последние два-три года ежегодно продавалось около 500-550 миллионов книг, что составляет оборот приблизительно в 1,5 миллиарда долларов по 2003 году. Причем это касается книг, выпущенных не только в текущем году, но сюда входят и книги, переходящие с прошлых лет.
Товарооборот книжного рынка с 1999 по 2003 год характеризуется достаточно устойчивым ростом. Каждый год в среднем он рос на 20 процентов, правда, в основном этот рост был за счет роста цен на книги. А вот количество продаваемых книг было невелико. К примеру, товарооборот растет на 20 процентов, а цена в это время возрастает в среднем на 25 процентов. Поэтому надо отметить, что реальные российские масштабы продаж в натуральном выражении не растут, что в свою очередь является одной из самых больных проблем. Причем проблемы на самом деле здесь две. Первая - это покупательский спрос и вторая - состояние современной книжной торговли.
С развитием рынка возникло множество частных структур, но они не имели необходимой базы и в результате первого же кризиса достаточно серьезно пострадали, не успев создать хорошо функционирующие системы. Старые оптовые структуры, такие как "Союзкнига", прекратили существование, а новых не было.
Надо отметить, что до сих пор система книжной торговли не может нормально установиться. Серьезные вложения в книжный бизнес делать невыгодно, поскольку он не быстро окупаемый. Держателями каких-либо серьезных денег на рынке являются крупные издательства, но у них достаточно много затрат в продвижении своей продукции в уже существующие магазины.
В России нет крупного оптовика по распространению книжной продукции. Издателям в основном приходится работать с небольшими сетями и независимыми частными магазинами. Кстати, в крупных странах есть такие оптовики, и их всего 2-3 на всю страну. В нашей же стране огромные трудности с распространением, причем в большей степени у небольших и средних издательств, которым не под силу держать целый штат распространителей, а тем более тех, которые бы распространяли книжную продукцию в регионах. Отсюда и проблема, книги в регионы практически не попадают. Значительная часть книг продается в больших городах, таких как Москва и Санкт-Петербург. Надо отметить, что маленькие издательства все вместе выпускают достаточно много книг по количеству названий, но путь им на широкий всероссийский рынок практически закрыт. А посему главной проблемой книжного рынка России является книгораспространение.
Если говорить о тематике книжного рынка, то надо отметить, что большинство издательств специализируется на определенной тематике, такой как юридическая, экономическая, философская, художественная, детская литература. Лидером в России является учебная литература, причем в широком смысле, начиная с дошкольной литературы и заканчивая литературой для бизнесменов. Учебная литература составляет примерно половину рынка. Хотя в других странах процент учебной литературы доходит до 60-70 процентов. Художественная литература по названиям и даже по тиражам занимает около 15-20 процентов рынка, несмотря на то что у нее самые высокие тиражи. Но по-настоящему высокие тиражи (более 100 тысяч) есть только у единичных авторов.
Книжная торговля успешно развивалась с 1996 по 2001 год, когда в течение 6 лет действовал закон о льготном налогообложении. Для всего книгоиздания он был весьма положительным моментом, и благодаря ему книжная торговля в лице бывших государственных магазинов, а также новых структур получила новый толчок.
Книжный рынок низкорентабельный и не может на равных соперничать с другими рынками. В других странах существуют регуляторы со стороны общества, со стороны государства, которые стараются дать послабления отрасли: льготные ставки НДС либо полное отсутствие НДС и другие. Хотелось бы, чтобы и отечественная книжная отрасль также была под пристальным вниманием государства и общества.