Книжный бизнес России в системе мировых информационных связей
Есенькин Б.С.
Предпринимается попытка сформировать подходы к построению базового кодекса информационного общества: в любое время и в любом меcте, в любой форме и объеме должен быть свободный доступ каждого члена мирового сообщества ко всей совокупности общественно значимой информации. Это требование находит все большее подтверждение во всех сферах гуманитарной деятельности человека. В книгоиздании, книжной торговле, библиотечной и библиографической деятельности происходит интеграция общих интересов в мощную информационную систему обслуживающую образование, науку и культуру.
Автор доклада показывает, что лишь совместные, целенаправленные усилия всех участников этого процесса могут сделать реализацию требований базового кодекса информационного общества успешной.
Для реализации поставленных целей группа специалистов из смежных сфер деятельности образовала общественную некоммерческую организацию — Гильдию Книжников России. В ее задачи входят вопросы обслуживания книжного рынка и книжного дела в целом, а также вопросы информационного взаимодействия издательств, книжной торговли и библиотек.
In this report the author makes an attempt to formulate the approaches of building the basic code of the information community: everyone in the world community should have access to all socially essential information at any time, at any place, in any form and amount. This requirement gets its confirmation in all fields of people's humanitarian activities. In book publishing, book selling, librarianship and bibliographic services the common interests are integrated into the powerful information system supporting education, science, and culture.
The author assumes that only joint purposeful efforts of all the members of this process can make realization of the basic code of the information community building more successful.
To realize the indicated objectives, a group of experts from the related spheres of activities formed the non-profit organisation the Russian Booksellers Guild. Its tasks include the services problems to the book market and bookselling business as a whole, as well as promotion of cooperation between publishers, booksellers, and libraries in respect of information.
Робиться спроба сформувати підходи до побудови базового кодексу інформаційного суспільства: у будь-який час і в будь-якому місці, у будь-якій формі і обсязі повинен бути вільний доступ кожного члена світового співтовариства до всієї сукупності суспільно значимої інформації. Ця вимога знаходить все більше підтвердження у всіх сферах гуманітарної діяльності людини. У книговиданні, книжковій торгівлі, бібліотечній і бібліографічній діяльності відбувається інтеграція загальних інтересів у могутню інформаційну систему, яка обслуговує освіту, науку і культуру.
Автор доповіді показує, що лише спільні, цілеспрямовані зусилля всіх учасників цього процесу можуть зробити реалізацію вимог базового кодексу інформаційного суспільства успішною.
Для реалізації поставлених цілей група фахівців із суміжних сфер діяльності створила громадську некомерційну організацію — Гільдію Книгарів Росії. У її завдання входять питання обслуговування книжкового ринку і книжкової справи у цілому, а також питання інформаційної взаємодії видавництв, книжкової торгівлі і бібліотек.
Внедрение современных информационных технологий, осуществляемое издательствами и предприятиями книжной торговли, оказывает существенное влияние на развитие российского книжного бизнеса. Глобализация компьютерных сетей формирует новую информационную среду основанную, с одной стороны, на техническом уровне современного сообщества, а, с другой, на его корпоративном понимании необходимости взаимодействия в сфере информационного обмена данными. Все это создает необходимые предпосылки для всеобщей информатизации, по крайней мере, на уровне обмена информацией о книжной продукции.
Базовым кодексом, лежащим в основе построения информационного сообщества, на наш взгляд, становится идея требования которой могут быть представлены примерно так: в любое время и, в любом месте должен быть для каждого члена мирового сообщества обеспечен свободный доступ ко всей совокупности общественно значимой информации. Этот требование к статусу “информации” находит все большее подтверждение во всех сферах гуманитарной деятельности человечества.
В книгоиздании, книжной торговле и библиотечной деятельности происходит интеграция общих интересов в мощную информационную систему, обслуживающую образование, науку и культуру. Специалисты все более сознают необходимость построения единого информационного пространства, равнодоступного для всех пользователей, позволяющего регламентировать правила работы с информацией о книге в системе коммуникационных отношений “автор — издатель — распространитель — библиотеки — читатель”.
Отношение к книге все более определяется огромным значением информации в постиндустриальном обществе. Уже сегодня очевидны реальные шаги европейского и мирового книжного сообщества в плане кооперации усилий для создания книжного бизнеса такого уровня, когда в любой точке мира пользователь может оперативно найти и распечатать необходимую для него научную, справочную и другую информацию. Появившиеся в последние годы технологии “Books on Demand” расширяют эти возможности на все разделы литературных произведений. Российскому книжному сообществу предстоит работа по освоению этих технологий совместно с библиотеками.
Использование современных информационных технологий преобразило и саму форму книги. Она стала виртуальной. Ее электронный аналог свободно перемещается по компьютерным сетям. Мощный импульс к развитию получила вся система российского книгораспространения.
В рамках централизованной системы книгораспространения при ограниченном числе субъектов книжного рынка для ее функционирования не требовалось мощной информационной поддержки. В рыночных условиях, когда одновременно действуют тысячи продавцов книг, их покупателям (индивидуальным и коллективным) нужна оперативная исчерпывающая информация как о вышедших, так и о запланированных к выходу изданиях.
Книжная торговля, являясь частью системы коммуникационных отношений, оказалась в центре проблем, связанных с распространением книги и информацией о книге. В условиях растущей конкуренции российский книжный бизнес первым остро почувствовал необходимость создания единого информационного пространства для обеспечения исчерпывающей информацией об издательской продукции.
При государственной поддержке в сфере экономики книжная торговля фактически получила инвестиции от государства для освоения новых технологий в организации книготорговли и ее информационной поддержке. Однако для эффективного использования полученного ресурса необходимо было его использование в интересах всего сообщества.
Современные информационные технологии не эффективны на ограниченном пространстве их применения. Эффект наступает при их использовании в масштабе всего рынка и сообщества пользователей. Осознавая это, мы продвигаем в практику такие технологии, которые позволяют нам и нашим партнерам по бизнесу, иметь исчерпывающую информацию на любой момент о движении товара к его потребителю.
Информационная сеть выстраивается таким образом, чтобы к книгам, представленным в электронных картотеках производителей и покупателей, был прямой доступ российских и зарубежных пользователей. Специалистами Центра информационно-компьютерных технологий ТД “Библио-Глобус” разработаны и автоматизированы операции приема и предпродажной подготовки книг, внедрена в полном объеме система автозаказа книг со склада в торговые залы; разрабатывается продвинутая версия системы автозаказа книг у издателей.
Благодаря развитию и применению информационных технологий ТД “Библио-Глобус” хорошо знают как книготоргового партнера и за рубежом. На американский рынок торговый дом представляет фирма “Russian Story”. Взаимодействие с ГПНТБ позволило нам представить через сайт свою продукцию в библиотеке конгресса США. Сегодня в постоянной базе данных около 80 тысяч названий книг. В оперативной базе данных сразу же после заказа пользователю предоставляется возможность оформить покупки до 20 тысяч названий, остальные заказы выполняются через издательства с отсрочкой по времени.
В силу того, что в России пока еще только формируется единое информационное пространство, нам не удалось пока решить задачу обеспечения пользователей нашей продукцией в полном объеме. Из-за неполной и неоперативной, а главное, разнородной (не стандартизованной) информации, эффект взаимодействия издателей, поставщиков и пользователей снижается. Например, между сегментами рынка — книгоизданием, книжной торговлей и библиотечным делом недостаточно развита связь в области стандартизации, нет системы единых классификаторов продукции, существует дублирование и параллелизм в разработке сходных информационных проблем с учетом только внутренних условий деятельности.
Проведение межотраслевого исследования по созданию единой информационной платформы для взаимодействия издателей, книготорговцев и библиотек, осуществляемого с этого года НИЦ “Экономика” и финансируемого МПТР России позволит развязать главные узлы противоречий в информационном обслуживании потребителей.
Цель работы — создание системы эффективного взаимодействия в области информационных технологий издательств, подписных агентств, книготорговых организаций и библиотек, сближение нормативной базы и проектирование современной системы использования, учета и хранения электронных изданий. Суть проекта заключается в разработке единых библиографических описаний, классификаций, форматов, депозитария.
К концу 2002 года планируется создать структуру и механизм депозитария, в котором в электронной форме будет зафиксировано все, что издается в России. Осуществление проекта позволит всем субъектам книжного рынка взаимодействовать на одном языке и приступить к созданию полноценного пространства информации для книжного сообщества и пользователей.
Для участия в построении единой информационной платформы группой специалистов из смежных сфер деятельности образована общественная некоммерческая организация — Гильдия Книжников России. Главные ее задачи — обслуживание книжного рынка, обеспечение информационного взаимодействия издательств, книжной торговли и библиотек. Комплекс услуг, предлагаемых Гильдией, очень широк благодаря различным направлениям деятельности входящих в нее компаний. Гильдия предлагает также информационную и технологическую поддержку книжного дела в целом.
Связующую роль в Гильдии играет концепция построения информационных технологий, разработанная и осуществляемая в ТД “Библио-Глобус”. В ее основе лежат следующие информационные принципы работы с покупателем: свобода выбора при приобретении книг и сопутствующих товаров; предоставление исчерпывающих сведений о книжной продукции, выходящей в России и за рубежом; обслуживание на уровне международных требований.
Для реализации поставленных задач в ТД “Библио-Глобус” разработан и внедрен новый программный технологический и информационный комплекс. Он существенно повысил функциональные возможности подразделений предприятия. Особое внимание при его реализации было уделено работе подразделений, имеющих дело с информацией: библиографической, справочной и маркетинговой службам.
Программа библиографического описания книг обеспечила внесение в базу данных информации обо всех входящих на предприятие изданиях. Появились новые поля — “УДК” и “специальный определитель УДК”. Количество полей описания издания возросло в три раза. Разработана программа поиска изданий, благодаря чему расширился используемый набор поисковых параметров, повысилась информативность предоставляемых услуг. Программа непрерывного анализа остатков на складе и в торговом зале позволила в реальном режиме времени перейти на оперативное управление запасами и разработать систему автоматического сбора заказов через сеть Интернет. Разработан также программный модуль для оптовых покупателей, обладающий большей функциональностью и обеспечивающий персональную регистрацию пользователей.
Внедрение комплекса обеспечило возможность перехода на новый уровень информационного общения предприятия с издательствами. Движение документации о товаропотоках с половиной партнеров осуществляется с применением электронных носителей информации, включая Интернет. Процесс получения и обработки информации значительно ускорился, расширился перечень услуг, оказываемых клиентам. Партнерам предоставляется программное обеспечение и сервисные услуги.
Коллективные и индивидуальные клиенты получили доступ к системе информации с возможностью комплектования через Интернет. Первыми воспользовались возможностью оформления заказов через Интернет библиотеки. Услуга осуществляется посредством доступа к коллективной информационной базе данных, включающей оптимальный ассортимент отечественной и зарубежной книжной продукции: www.shop.biblio-globus.ru/wholesaler
Приведенная технология работы с использованием Интернет в настоящее время апробируется на базе торговых точек, расположенных в ГПНТБ и МИПКРО (Московском институте повышения квалификации работников образования).
Система продолжает развиваться. В техническом плане осуществляется: поддержка новых стандартов передачи информации на основе единых электронных и библиографических форматов, наращивание поисковых параметров, создание тематических подписок. В информационном — заполнение дополнительных полей описания. В организационном — формирование перспективной базы данных и системы предварительных заказов на основе тематических планов издательств, а также поиска редких изданий и малотиражной литературы.
ЗАО “МК-Периодика”, как член Гильдии Книжников, предоставляет свои традиционные услуги и одновременно наращивает новые возможности для библиотек. Фирма имеет партнеров в 46 странах мира и работает более чем с 500 зарубежными организациями, занимаясь экспортом и импортом периодических изданий. Российским библиотекам фирма предлагает более 80 тысяч наименований иностранных журналов и подписку на любое другое периодическое зарубежное издание. Новой услугой, предлагаемой фирмой, является обслуживание библиотек российской периодикой с использованием каталога фирмы на российскую периодику для иностранных клиентов. Этим каталогом библиотеки пользуются, чтобы сориентироваться при ведении международного книгообмена. Для российских организаций фирма предлагает полугодовую подписку, библиотекам по специальным ценам периодику стран СНГ.
Новым предложением для библиотек является услуга “МК-Периодики” по отправке литературы за рубеж в рамках международного книгообмена. Для удобства клиента создана страница в Интернет (www.periodicals.ru). Клиент с ее помощью может сформировать заказ, используя возможности тематического отбора изданий.
Русская книжная компания “Библион” создана для наиболее полного удовлетворения потребностей покупателей в иностранной литературе, а также для ознакомления зарубежных читателей с новинками российских издательств. “Библион” осуществляет поставку на книжный рынок России широкого ассортимента зарубежных книг и экспортирует книги российских издательств. Фирма выполняет заказы государственных и коммерческих организаций, библиотек и частных лиц на импортные книги по всем отраслям знаний. Прямая поставка книг позволяет постоянно расширять и обновлять ассортимент книг в соответствии с требованиями клиентов по умеренным ценам.
Гильдия Книжников стремится распределить усилия между своими членами так, чтобы максимально обеспечить их взаимодействие с любыми партнерами на рынке, предоставив им качественный сервис и свободу выбора.
Новый подход к книгораспространению требует постоянного совершенствования нашей деятельности. Усилия направлены на то, чтобы обеспечить клиентов предварительной информацией об изданиях. Поставлена задача получать предварительную информацию не только на издательскую продукцию, но и на малотиражные издания, выпускаемые многочисленными учебными и научными организациями и вузами, администрацией фирм и предприятий. Формируется база данных ретроспективных изданий с целью выявления книг прежних годов выпуска, не потерявших свою актуальность и требующих переиздания. Продолжают совершенствоваться условия передачи информации разным клиентам. Для библиографов и библиотек появится возможность получения данных о книгах и периодике в форматах UNIMARC и RUSMARC.
Усилия ТД “Библио-Глобус” и его партнеров по Гильдии книжников России направлены на то, чтобы продвигать на российском рынке и в книжном сообществе в целом идеи информационной консолидации и прямого доступа потребителей к информации. На наш взгляд, движение в этом направлении все больше поддерживают и другие субъекты книжного рынка. Библиотеки России в этом отношении могли бы сыграть роль пользователя-катализатора, обеспечивая положительные импульсы идущие от читателей к издателям и к книжной торговле.