Книга – это специфический товар, суть которого – не только создание прибыли, но и культурный рост населения в целом.
Стандартная структура книжного бизнеса выглядит так:
Автор – издательство – оптовик – торговая точка – читатель.
Если поток творчества проходит по этой схеме без осложнений, тогда книжный бизнес страны являет собой довольно мощную сферу и приносит немалый доход. Эта схема работает бесперебойно и стабильно только при условии налаженности каждого звена данной цепочки.
Что касается авторов, то в них недостатка не было и нет, с этой стороны он обеспечен материалом, ведь всегда в любой стране найдется большое количество талантливых людей, которые стремятся поведать о чем-то обществу. Вот только далеко не каждая рукопись, несмотря на свою оригинальность, попадет в издательство. Чтобы выдать книгу, нужны средства. В этой сфере книжный бизнес нуждается в поддержке государства в форме организации всевозможных конкурсов книги, создания фондов поддержки писателей, привлечения инвесторов.
А вот после того как книга попала в издательство, главная функция государства – не мешать. К сожалению, в своем стремлении контролировать и структурировать процесс издания книг, государство зачастую не только не помогает, а наоборот, создает для книжного бизнеса массу проблем.
После издания книги, необходимо ее продать. Не секрет, что книга, как и любой другой товар, нуждается в рекламе. А это, как правило, дорого. Именно поэтому главными столбами, на которых держится книжный бизнес, являются как раз известные, раскрученные авторы, учебники и различного вида справочники и словари.
А уж говоря об учебниках, то это весьма специфическая отрасль в книжном бизнесе. С одной стороны, государство, вводя различные реформы в образовательном процессе, стимулирует развитие сегмента, чем значительно подпитывает книжный бизнес. А с другой стороны, издание учебников требует значительных средств. Поэтому, чем выше развита система социального спонсирования в стране, тем лучше обеспечены учебниками школы.
Раньше бытовало мнение, что развитие электронных систем и интернета негативно влияет на книжный бизнес, поскольку много книг можно оттуда бесплатно скачать. Но на самом деле интернет здесь не только не вредит, а наоборот, помогает, ведь реклама в мировой сети сегодня одна из самых дешевых и эффективных.
Роль государства в поддержке книжного бизнеса очень велика – поддержать, помочь, защитить, не мешать.