Web-технологии в книжном бизнесе: продвижение сайтов
Web-технологии пополнили обширный спектр человеческих коммуникаций всего 20 лет назад и имеют качественные отличия от своих более ранних аналогов – печатной прессы, радио и телевидения и других. Сайт нельзя бросить в почтовый ящик, показать на растяжке или включить нажатием одной кнопки телепульта.
Следовательно, создать хороший сайт – это только одна треть дела. Вторая треть – обеспечить его динамичный жизненный цикл, постоянно привлекающий людей к этому ресурсу (оперативное обновление прайс-листов, своевременное изменение контактной информации, насыщенная новостная лента и пр.). Ну и последняя треть – это промоушен сайта, а по-простому привлечение на сайт посетителей из своей целевой аудитории, так как сами собой они, посетители, на сайте никогда не окажутся.
Анализ корпоративных книжных сайтов и их рейтингов говорит о том, что далеко не всем присущ динамичный цикл, особенно это касается периферийных страниц – зачастую информация о новом адресе и телефоне обновляется значительно позже переезда.
Что касается третьей части, промоушена, редко кто из издательств и книготорговых компаний предпринимает активные шаги в этом направлении, хотя некоторые из них не требуют значительных финансовых затрат.
Один из основных способов привлечения посетителей – использование онлайн-каталогов. Онлайновый каталог на Web-сайте качественно отличается от печатного. Он имеет поисковые возможности, как в базах данных, внутренние перекрестные ссылки на смежные или сопутствующие позиции каталога, оперативное изменение основной информации и атрибутов информационного блока.
Включение в каталог обычно бесплатное и не требует больших временных затрат от владельцев сайта, но при этом делает ресурс доступным большему числу людей. Для книжной отрасли можно выделить три основных вида каталогов: каталог товаров (то есть книг), каталог фирм (бизнес-каталоги) и каталог интернет-ресурсов (то есть книжных сайтов). В данной статье мы рассмотрим только использование каталогов интернет-ресурсов.
Приведена таблица наиболее популярных каталогов ресурсов и их среднесуточная посещаемость по системе “Rambler’s Top100”. Как мы видим, посещаемость лучших каталогов значительно выше, чем у многих издательских и книготорговых сайтов, и путь к этим сайтам через каталоги может оказаться короче иных других. Первые четыре строки таблицы – это ведущие поисковые системы в России, и к регистрации в них следует относится самым серьезным образом.
На первом месте стоит “Апорт” (www.aport.ru) – один из первых и наиболее полных каталогов. В этой системе общая регистрация как для каталога, так и для поисковой машины. Общий порядок для всех каталогов: надо определиться с рубрикой и заполнить несложную анкету на включение. Так же общим является тот факт, что рубрикаторы обычно не очень хорошо структурированы, а инструкции не всегда сразу и найдешь. В нашей таблице каталогов под адресом указаны наиболее приемлемые разделы рубрикатора данного каталога для книжной отрасли.
В “Апорт” некоторые разные пути рубрикатора выводят на одни и те же страницы. Так, например, [“Культура” “Литература” “Товары” “Издательства”] и [“Бизнес и экономика” “Полиграфия и издательское дело” “Издание”] – суть одно и то же, а именно список тематических литературных рубрик.
Для подключения к системе надо на стартовой странице кликнуть кнопку “Добавить сайт”. Подключние пятишаговое. В процессе регистрации владелец ресурса указывает системе: название и URL-адрес сайта, аннотацию, категорию сайта (корпоративный, информационный и пр.), название фирмы – владельца регистрируемого сайта и вид ее деятельности (издательство и пр.), разделы рубрикатора и несколько ключевых слов для индексации, есть ли англоязычная версия сайта, географическое расположение фирмы-владельца. Заполненная регистрационная форма рассматривается администрацией “Апорт” на соответствие “Инструкции по регистрации сайта в Апорт-каталоге” и “Требованиям к сайтам” (ничего необычного в этих документах нет). В процессе работы в систему сайта добавляется еще несколько атрибутов: индекс цитирования сайта, оценка посетителей, лига (элитная, высшая, профессиональная, любительская). Эти атрибуты видны пользователям каталога ресурсов.
У системы “Апорт” есть и еще одна полезная для владельцев сайтов возможность – создание поисковых форм. Установка поисковой формы Апорта дает возможность посетителям сайта использовать поиск в Интернет. При этом использовать как простую строку ввода, так и сложную раскрывающуюся поисковую форму.
В заключение упомянем еще один каталог ресурсов – “Желтые страницы Интернет” (yp.piter.com). У него есть две интересные особенности. Первая – проект реализован не компьютерной фирмой, а книжным издательством “Питер”. Вторая, более важная, у каталога есть печатный аналог – ежегодное справочное издание “Желтые страницы Интернет. Русские ресурсы”.
В 1994 году американское издательство “Osborne/McGraw-Hill” выпустило справочник “Harley Hahn’s Internet & Web Yellow Pages”, который сразу же стал мировым бестселлером. В 1996 г. “Питер” издал перевод “Желтые страницы Интернет. Международные ресурсы”, а позднее начал издавать отдельный справочник и по ресурсам Рунет. Включение сайта в проект происходит бесплатно – достаточно добавить ресурс в электронный каталог проекта, заполнив электронную форму с аннотацией. Присутствие в электронном каталоге позволяет сайту надеяться и на включение в печатные издания проекта, но гарантированное присутствие в справочнике платное.