Издательское дело, издательское дело и редактирование, книжное дело
   
 

Помогите детям

Русфонд

Из десятков маленьких добрых дел складывается чей-то шанс выжить, чей-то шанс выйти из больницы и пойти в школу, чья-то мечта.


 

Орфография
 
 




 
Книжная ума палата
В прошлом году Российская книжная палата отмечала свой 90-летний юбилей

Российская книжная палата — национальный центр государственной библиографии, статистического учёта и международной нумерации издательской продукции, стандартизации и научных исследований в сфере книжного дела, фондохранилище обязательных экземпляров всех печатных изданий, выходящих в России.

Что люди в своей массе сегодня знают о книгах? То, что в них можно найти много интересных и забавных фотографий. В книгах бывают красивые иллюстрации, которые так покойно рассматривать на досуге. Книгу можно подложить под ножку стола, чтобы он не раскачивался во время обеда или игры в домино. Книги можно сдать в пункт приёма вторсырья, а если на них есть штамп с двуглавым орлом, то — в букинистический магазин. Что ещё?.. Да, пожалуй, ещё то, что её можно и должно читать. Ведь именно для этого человечество и изобрело для себя эту необычную, но столь совершенную и познавательную форму общения. Собственно, об этом сегодня и размышляет наш гость, генеральный директор Российской книжной палаты Валерий СИРОЖЕНКО.

— Валерий Александрович, в этом году Книжной палате России исполнилось 90 лет. Что это за государственный долгожитель, какими функциями она наделена и чему или кому служит?

— Если коротко, то Российская книжная палата — это государственный библиографический и статистический центр, отвечающий перед Правительством за полный и своевременный учет издательской продукции страны. Учет как книжной, так и любой другой печатной продукции страны и сохранение ее для будущих поколений — главная наша функция. Кстати, к издательской продукции относятся не только книги или брошюры. Газеты, журналы, плакаты, открытки, ноты, карты — тоже результат издательской деятельности.

— И как все это можно учесть? Масштабы ведь огромные…

— Для этого существует система обязательного экземпляра изданий, которые в различных количествах в зависимости от типов, специфики поступают на хранение в особые депозитарии. Как правило, таковыми являются национальные библиотеки различных стран. В России же для этих целей служит как раз Книжная палата. Кстати, общегосударственная система обязательного экземпляра была создана в России еще 23 февраля 1793 года указом Екатерины II! Примечательно, что этот документ появился сразу после куда более известного указа «О вольных типографиях» от 15 января 1783 года, который разрешал в России частное предпринимательство в области книгопечатания. Обязательный экземпляр как раз стал неким мерилом комплектования национального книгохранилища страны, каковым в те годы являлась библиотека Академии наук. — И, наверное, родоначальником цензуры?

— Вы правы. Вторым российским депозитарием с 1810 года стала Публичная библиотека Санкт-Петербурга. Она получала уже два обязательных экземпляра, один из которых выдавался читателям, другой оставался на хранении в архиве. Именно в те времена появились и чисто цензурные книжные образцы. Например, первый российский цензурный указ был издан в 1804 году. Затем в 1826 году он был изменен, ужесточен и получил негласное прозвище «чугунный». Указ был так неудобен, что сами власти были вынуждены это признать, и в 1828 году его редакция была значительно изменена в сторону смягчения.

Собственно, в те времена в России, где постоянно вспыхивали бунты, где власть и народ были разобщены, где революционные ситуации то и дело создавались опять же самой властью, цензура была пусть призрачной, но хоть какой-то формой контроля над умами общества. Впрочем, 1917 год внес в эту систему свои корректорские правки.

— Кстати, удивительное дело, революция походя беспощадно разрушила многое из того, что необходимо было сохранять, но по большому счету не тронула книжное и печатное дело.

— Это по большому счету. Временное правительство ликвидировало царское Главное управление по делам печати как орган государственной цензуры и приняло в 1917 году два важных постановления. Первое — «О печати», где провозглашалась свобода печати и торговли печатной продукцией, второе — «Об учреждениях по делам печати», которое и декларировало создание Российской книжной палаты, юбилей которой мы отметили в этом году. Первым директором книжной палаты, которая в то время базировалась в Петрограде, стал крупнейший российский библиограф Семен Венгеров.

Надо сказать, книжная палата на протяжении всех этих лет к своему нынешнему юбилею прошла очень непростой путь. Было все: и реорганизации, как оправданные, так и глупые, и сталинские репрессии, и переподчинения различным ведомствам — от Министерства внутренних дел до Наркомата просвещения, переезды по разным адресам, изменения названий. Но, как видим, Российская (затем — Всесоюзная) книжная палата не только выстояла, но лишь укрепилась за эти годы и как общественный институт, и как государственная структура.В 1992 году Указом Президента России Всесоюзная книжная палата была вновь преобразована в Российскую книжную, в каковом виде существует до сих пор.

— И какие функции на нее возложены сегодня?

— Сегодня это центр государственной библиографии, архивного хранения изданий, разработки стандартов для издательского дела, статистики печати, международной стандартной нумерации произведений печати и многого другого. Звучит суховато, но, поверьте, работа очень интересная, так как связана с книгами, которые в России исторически никогда никакой Интернет в полной мере заменить не сможет, а книга всегда останется лучшим подарком.

— Очень хорошо, что в вашем перечне нынешних функций Книжной палаты не прозвучало слово «цензура». И тем не менее контроль за самими обязательными экземплярами, среди которых наверняка масса шедевров, налажен достойно? А то ведь сегодня за деньги в России можно сделать многое…

— Вопрос понятен. Сегодня в Национальном фондохранилище, или Архиве печати, в Можайске хранится 82 миллиона экземпляров. По полноте и актуальности (к слову о шедеврах) это собрание не имеет аналогов ни в стране, ни в мире. Это наш национальный страховой фонд. Документы из него, в отличие от библиотечных, не подлежат выдаче на руки. Мы являемся гарантом сохранности книжной и печатной памяти нации. Российская книжная палата призвана лишь собирать и прирастать новыми и новыми экземплярами. Так что ни за какие деньги, несмотря на то что наверняка найдутся и желающие, нынешние 82 миллиона экземпляров архива Книжной палаты не уменьшатся. Гарантирую как ее директор.

НАША СПРАВКА

СИРОЖЕНКО Валерий Александрович
Родился 10 декабря 1945 г. в Москве. Окончил юридический факультет МГУ. Работал помощником первого заместителя председателя Госкомтруда СССР, заведующим сектором кадров Секретариата Президиума Верховного Совета СССР, начальником юридического управления Комитета РФ по печати. С 1995-го по 1999-й год — статс-секретарь, заместитель председателя Госкомпечати РФ. С 1999 г. — заместитель министра по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. В настоящее время — генеральный директор Российской книжной палаты.

Беседовал Михаил СМИРЕНСКИЙ, политобозреватель «ПГ»


Источник http://www.pnp.ru

2008-11-13
 

Другие статьи:
- Книжный рынок в кризис. Точка зрения
- Основная проблема книжного рынка России – книгораспространение
- Книг стало больше, чем читателей
- С ног на голову
- Полиграфическое оборудование в лизинг?
- Книжная ума палата
- Развитие книжного рынка








Реклама:

Навигация
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Редактирование
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Книжное дело
  - Статьи
  - Учебники / Книги
  - Рефераты / Дипломы
  - Добавить материал
  - Другие книги

Программы

Самоучители
  - Adobe InDesign
  - QuarkXPress
  - Adobe PageMaker
  - Adobe Illustrator
  - CorelDraw

Поиск по сайту

Гостевая книга