Основная проблема книжного рынка России – книгораспространение
Книг все больше, тиражи снижаются, потому что читатели становятся все более разборчивыми. По официальным данным, на книжном рынке России в последние 3-4 года действует около 6 тысяч издательств.
Правда, сюда входят только те издательства, которые в соответствии с законом в эти годы представляли в Российскую книжную палату хотя бы один свой экземпляр за год. (Надо отметить, что на самом же деле издают и представляют свои книги гораздо большее количество структур.) Кстати, по сравнению с ведущими издательскими странами, такими как Америка, Англия, Германия, это в 2-3 раза меньше. Причем из этих 6 тысяч издательств лицо российского книгоиздания составляют всего 500. Кроме того, из них львиную долю рынка России занимают всего лишь несколько десятков издательств. По различным оценкам, это 20-30 издательств, которые по тиражам занимают 60-70 процентов рынка. И понятно, что системообразующими являются именно они.
По данным Российской книжной палаты, в 2003 году на книжном рынке произведено 80 тысяч названий книг. В то же время необходимо учесть, что около 20 процентов книг не дошли до книжной палаты, несмотря на то что существует закон об обязательном экземпляре. Однако санкций за нарушения этого закона нигде не предусмотрено. Поэтому, по субъективным оценкам, в стране вышло в 2003 году до 100 тысяч названий книг.
На сегодня Россия вошла в пятерку развитых стран мира по количеству выпускаемых названий. Статистика книжного бизнеса, проведенная по ведущим издательствам, говорит о том, что процент переизданий в числе названий составляет в среднем около 50 процентов. На остальные 50 процентов приходятся новинки. Впрочем, на самом деле у различных крупных издательств имеет место разная структура новинок и переизданий. В частности, диапазон новинок может колебаться от 20 до 80 процентов, а остальное составляют допечатки.
С уверенностью можно сказать, что общая тенденция по сравнению с советскими временами - это увеличение количества названий книг. В 50-70-е годы в России было около 50 тысяч названий, за последние несколько лет эту цифру мы превзошли. Сейчас тенденции потребительского рынка таковы, что нужно как можно больше удовлетворить более мелкие потребности различных целевых групп. Как раз в связи с этим и растет количество названий, в то же время средние тиражи снижаются. По сравнению с советскими временами тиражи сильно упали. Правда, в настоящее время идет некий небольшой подъем среднего тиража, который приближается к 8-9 тысячам. Суммарный же тираж, по данным книжной палаты, за 2003 год составляет около 720 миллионов экземпляров. В целом же, учитывая то, что не все книги точно идентифицируются, эта цифра реально процентов на 20 больше. То есть мы приблизились примерно к 900 миллионам суммарного тиража.