Interfax-Russia.ru – Ассортимент книжных магазинов России сократится, при этом станет меньше дорогих книг и больше дешевых.
Первые кризисные явления на российском книжном рынке были зафиксированы в конце прошлого года. О негативном влиянии кризиса на книгоиздателей заявили практически все участники опроса, проведенного журналом "Университетская книга". В частности, генеральный директор издательско-торговой корпорации "Дашков и Ко" Леонид Дашков обратил внимание на рост дебиторской задолженности и "некоторое снижение покупательского спроса у основных потребителей книжной продукции – населения и библиотек".
По его мнению, это является следствием изменения предпочтений потребителей: "В период кризиса приоритетным становятся другие предпочтения, а отнюдь не потребность в книгах". Особое внимание Дашков обратил на то, что замедление деловой активности на рынке книжной продукции, "как бумеранг, ведет к таким негативным последствиям, как сокращение тиражей и перечня издаваемых книг, рост запасов, острая нехватка оборотных средств и т.п."
Вместе с тем, статистические данные за прошлый год не отражают кризисные тенденции. В 2008 году был побит очередной рекорд по выпуску литературы - по данным Роспечати, за год в России было издано более 123 тыс. наименований книг общим тиражом 760 млн экземпляров. Да и в январе-феврале текущего года ассортимент на полках книжных магазинов существенно вырос – по сравнению с прошлым годом отечественных авторов было издано на 4 тыс. книжных наименований больше, чем за два первых месяца 2008 года.
Между тем, за этот же период, по данным Российской книжной палаты, спрос на книги в среднем по стране упал на 20%, да и книготорговые сети стали покидать российский рынок. Так, недавно стало известно, что готова признать себя банкротом сеть книжных магазинов "Букбери", подконтрольная бизнесмену Олегу Дерипаске.
"Падение интереса ощутимо, ушел с рынка так называемый корпоративный клиент - крупные компании, банки, консалтинговые компании, формирующие корпоративные библиотеки, - рассказал Interfax-Russia.ru генеральный директор ГК "Омега-Л" Кирилл Перепелицын. - Для обычных покупателей, особенно в регионах, книги стоимостью более 600 рублей это уже роскошь".
При этом Перепелицын отметил, что наименее всего пострадал сегмент учебной литературы: "Библиотеки - стабильный клиент, однако и на этом рынке наблюдается снижение, связанные с проблемами закупки (через аукционы), снижением государственного финансирования, неопределенностью руководства вуза в отношении комплектования библиотек. В печальной ситуации оказалось комплектование коммерческих вузов".
Несмотря на то, что крупные города еще показывают неплохой объем продаж, в регионах книжные магазины уже начали закрываться. "Хуже всего приходится в городах с одним-двумя градообразующими предприятиями. По итогам 2008 года из-за убыточности мы были вынуждены закрыть 18 магазинов, большую часть в Татарстане, Чувашии, Набережных Челнах", - рассказал на круглом столе "Кризис на книжном рынке России: что изменилось за полгода?", прошедшем в рамках XII Национальной выставки-ярмарки "Книги России" владелец крупной ритейл-сети "Библиосфера", генеральный директор ГК "Инфра-М" Владимир Синянский.
Впрочем, и прогнозы на ближайшее будущее весьма неутешительны. Как сообщил Interfax-Russia.ru Синянский, он ожидает уменьшение количества наименований издаваемых книг, снижение тиражей и падение продаж.
"Делать прогнозы дело неблагодарное, но мы исходим из дальнейшего падения спроса. Это уже видно, особенно в региональных книготоргах. Пока мы стараемся оптимизировать портфель и сохранить команду", - сказал в свою очередь гендиректор ГК "Омега-Л" Перепелицын.
По словам руководителя центра рекламы, маркетинга и клубной работы ТД "Библио-Глобус" Ларисы Веденьевой, сейчас в самом сложном положении оказались маленькие и средние издательства, региональные оптовики и ритейлеры. "Плюс ко всему, из-за нехватки оборотных средств у издательств может сократиться количество книжных новинок, что отрицательно скажется на реализации в целом – в книжном бизнесе количество новинок является одним из основных факторов успешных продаж", - пояснила Interfax-Russia.ru ситуацию на книжном рынке Веденьева. По ее мнению, ожидаемый высокий уровень безработицы также окажет влияние на покупательский спрос.
"Для того чтобы цена оставалась приемлемой для читателя, придется жертвовать ценовой категорией книг, - рассказала Interfax-Russia.ru директор по общественным и корпоративным отношениям издательства "Эксмо" Мария Ишкова. - Вариант, что новая книга, например, современной прозы может выйти в более дешевом исполнении, есть".
По мнению собеседника Interfax-Russia.ru, поскольку спрос будет смещаться с более дорогих книг на дешевые, уже через полгода в магазинах станет куда больше карманных изданий и значительно меньше дорогих. Так, говорит Ишкова, "Эксмо" уже отказывается от использования зарубежной полиграфии. "Например, многие детские книжки-игрушки мы печатали в Китае, в России их никто не может произвести, да и качественной мелованной бумаги не делают в нашей стране".
В свою очередь ГК "Омега-Л", по словам гендиректора компании Перепелицына, приостановила, а в некоторых случаях и сократила дорогие переводные проекты: "Сейчас делаем ставку на раскрученные серии и успешные проекты. Тиражи остаются пока в рамках 1500-3000 экземпляров. Очень избирателен подход к новым проектам".
Исправить складывающуюся ситуацию на книжном рынке производители и продавцы книг рассчитывают с помощью государства. В частности, участники круглого стола "Кризис на книжном рынке России" считают необходимым снизить налог на прибыль и НДС для книгоиздателей. Одновременно участники дискуссии предложили властям принять меры по снижению цен на отечественные полиграфические материалы, а также ввести льготы на импорт соответствующих товаров, не имеющих аналогов в России. Упреждать падение спроса можно только снижением издержек - уверены крупнейшие игроки российского книжного рынка.
При всем этом, несмотря на тучи, сгущающиеся над книжной отраслью, о скором дефиците "печатного слова" речи не идет. "Книжного голода не будет!" - утверждает гендиректор ГК "Инфра-М" Синянский. "Издатели при необходимости очень быстро отреагируют на неудовлетворенный спрос, если таковой возникнет", - считает собеседник Interfax-Russia.ru.
Более того, специалисты уверены, что кризис способен дать толчок дальнейшему развитию книжного рынка России. "Меньше станет выпускаться книг-однодневок, так как читатели будут покупать литературу действительно необходимую для развития и самосовершенствования", - считает руководитель центра рекламы, маркетинга и клубной работы ТД "Библио-Глобус" Веденьева. По ее словам, даже сейчас, когда в обществе существует определенная настороженность и опасения за собственное финансовое благополучие, востребованность художественной литературы не уменьшилась: "Стали покупать больше классики, книг по философии, психологии". Собеседник Interfax-Russia.ru выразила надежду, что "книжные магазины останутся лучшим местом для проведения досуга и повышения уровня образования для большинства читающей публики".
С таким мнением согласен и холдинг-директор ТД "Библио-Глобус" Борис Есенькин. "При ограниченных финансах читатели предпочтут приобретать необходимую им книжную продукцию, позволяющую регулировать ресурсы, получать духовную пищу для себя и своих близких. Даже сейчас, когда в обществе существует определенная настороженность и опасения за собственное финансовое благополучие, уровень продаж изданий, связанных с образовательным процессом, не снижается", - поделился своим мнением в рамках опроса, проведенного "Университетской книгой", Есенькин.
"Даже при самом неудачном раскладе многие, преодолевая кризис, будут стремиться обучаться самым дешевым способом, то есть через книги; кто-то захочет спрятаться в книги, а кто-то просто воспользуется временным затишьем в делах, чтобы почитать для души", - считает директор по общественным и корпоративным отношениям издательства "Эксмо" Ишкова.
По ее мнению, нельзя давать читателю повод усомниться в том, что книга будет с ним всегда. "Наглядный пример - только что прошедшая выставка "Книги России", когда часть издательств вообще отказалась от участия в выставке, а иные не стали обременять себя созданием плотной программы работы и ограничились в первые дни простым "пустым" присутствием своих стендов", - отметила Ишкова. По ее мнению, для крупных издательств, претендующих на статус значимых для отрасли, подобный подход совершенно неприемлем.
"Да, ярмарка тщеславия, какой иногда выглядела выставка раньше, изжила себя, - убеждена собеседник Interfax-Russia.ru. - Но автор и читатель нужны друг другу. И задача издательств и книжных магазинов - обеспечить им возможность живого общения".
По всей видимости, кризис действительно серьезно изменит расстановку сил на книжном рынке. Издательствам придется менять подход и отдавать предпочтение качественной литературе. Есть надежда, что кризис очистит книжный рынок от литературного хлама.